Рамхаль (Рабби Моше Хаим Луцато, 1707 - 1747)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Изображение лицензии Shehitah предоставленный Samuel Luzzatto раввином Sima ben Abraham Calimani
Венеция, 19 Adar 5534 (2 марта 1774)
Содержит два  текста, удостоверяющих  и как shohet и bodek . Выше текста, два putti обрамляют герб семейства Luzzatto. Изображение  многих животных, которые ему разрешалиприносить в жертву текст. Справа - описания млекопитающих, и слева - разнообразие  домашней птицы.

Лицензии Shehitah предоставляли после того, как стремление shohet было исследовано раввином на его знаний в законах и практике ритуальных жертвований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Самый выдающийся каббалист Нового века рабби Моше Хаим Луцато родился в Италии, в городе Падова, и умер в Хрец-Исраэль (похоронен в Тверии или в Кфар Йисиф). Он происходит из родовитой семьи и учил, кроме ТаНаХа, Талмуд, мидрашим и раввинскую литературу, а также классические языки,  точные науки, одновременно постигал итальянскую и латинскую литературу и уже в ранней юности был знаменит как блестящий стилист иврита. Будучи двадцати лет от роду, он написал замечательную драму Мигдаль оз. Уже в юности считался гением. Учение кабалы учил у Рабби Йешая Басен вместе с несколькими молодыми талмидей хахамим.В 1727 г. Рамхаль пережил то, что определили его жизненный путь. Он в первый раз услышал голос магида ("наставника" - посланца Небес, открывающего человеку высшие тайны). Магид говорил с ним часто и из его уст Рамхаль написал многие сочинения. Он также начал рассказывать товарищам по учебе раскрывшиеся ему тайны.«Вторым Зоаром» называли его восхищенные поклонники, а один из них написал в письме своему другу, что в работе над этой книгой автор получал руководство свыше. Копия письма попала в руки двух руководителей объединенных общин Альтоны, Гамбурга и Несбаха, р. Ехезкеля Кацеленбогена и р. Моше Хагиза. Они заподозрили автора труда в шабтианской ереси и послали письмо главам венецианской общины с просьбой «вырвать корни, пока не разрослась беда». В ответном письме р. Моше Хаим Луцато писал: «...Создатель дал мне мудрость написать этот труд ради блага Израиля... В присутствии всего своего народа я заявляю, что не грешу тайно и не придерживаюсь нечестивого учения... Я не пророк и не сын пророка...». Равины Венеции с сомнением относились к кабалистической деятельности этой группы и подозревали ее в мессианской деятельности, они обвинили Луцато в приверженности к сабатианству. После множества острых споров между его противниками и приверженцами согласился Рамхаль воздерживаться от упоминания в своих работах слов магида и воздерживаться от распространения учения кабалы в странах рассеяния. Но несмотря на это продолжались подозрения против него, и в 1753 году решио Рамхаль переехать в Амстердам. По дороге ое посетил рава Яакова аКогена в Франкфурте на Майне в надежде найти у него поддержку. Но он был согласен с мнением равинов Венеции и сжег часть из написанного Рамхалем и спрятал другую. После этого Рамхаль поселился в Амстердаме и провел там несколько спокойных лет.

За всеми этими событиями кроется что то очень серьезное. Моше Хаим Луцато по рождению принадлежал к чрезвычайно могущественной итальянской семье потомственных равинов и специалистов по ритуальному жертвоприношению (фото документа удостоверяющего право одного из членов этой семьи на титул shohet и bodek вы видите справа) . Эта семья на протяжении 400 лет занимала и занимает (Председатель Совета еврейских общин Италии Амос Луцато) ведущее место в жизни евреев Италии. Изгнание и третирование одного из блестящих представителей этой семьи врядли могло иметь отношение к каким-то чисто догматическим спорам. В письме отправленом в Германию настораживает фраза оправдания "...В присутствии всего своего народа я заявляю, что не грешу тайно и не придерживаюсь нечестивого учения... Я не пророк и не сын пророка..."  Зная отношение Рамхаля к ритуальной магии (по линии наследственной передачи) и Каббале: "...  заниматься практической Каббалой разрешается только абсолютным праведникам, ведущим исключительно святой образ жизни, строжайше исполняющим все предписания и запреты Торы, и то лишь с одной-единственной целью: способствовать освящению имени Всевышнего на земле." Остается предположить только одно - на волне вспышки мессианских надежд Рамхаль готовился на роль живого кандидата в Мошиахи, что естественно и вызвало столь негативную и бурную реакцию. За эту версию свидетельствует очень много коственных данных.

Под мощным давлением Рамхаль со своей стороны принял на себя обязательство не публиковать уже написанных книг по кабале без одобрения своего учителя р. Ишаи Басана и передал ему на ознакомление все свои рукописи. Спустя многие годы, он создал еще несколько произведений на ту же тему и, с одобрения учителя, издал их. Об этом издании, а также о резкой критической статье р. Моше Хаима на книгу р. Йеуды Арье Модины Ари ноам стало известно главам венецианской общины. Совет общины, одним из членов которого был р. Йеуда, потребовал обязательной цензуры для трудов р. Моше Хаима. Заявление Рамхаля о том, что он признает контроль только со стороны своего учителя р. Ишаи Басана, привело к отлучению р. Моше Хаима Луцато от общины.Это обстоятельство и желание освободиться от запрета обучения кабале побудили Рамхаля в 1743 году переехать в Эрец-Исраэль. Он поселился в Ако, но ему не было суждено прожить долгие годы на Святой Земле. В эпидемии, которая обрушилась на Эрец-Исраэль в 1747 году, погибли также его жена и сын.Он похоронен на берегу озера Кинерет рядом с раби Акивой.

Помимо многочисленных работ по Кабале, Рамхаль написал также работы по Торат а-мусар. Самая известная и важная из них - Месилат йешарим ("Пкть праведных"). Эта книга очень распространены до наших дней, она служила учебником в литовских йешивах движения Мусар. Рамхаль также творил и в других областях: написал книги, посвященные теории поэзии ("Язык учебы", "Книга логики" и " Книга поучений"), а также художественные произведения: множество стихов, большая часть которых приурочена к конкретным событиям ( стихи радости, траура, молитвы и т.п.), а также три пьесы: Маасэ Шимшон ("Подвиг Шимшона"), Лишарим тгила ("Хвала праведникам") и Мигдаль оз ("Скала силы").Его произведения оказали большое влияние на писателей аскала ("просвещение"), и многие видят в его поэтических и драматических произведениях начало новой ивритской литературы. Несмотря на то, что для современников Рамхаль был спорной личностью, после смерти он удостоился признания во многих еврейских кругах  Европы.


"И выходит, что на самом деле весь порядок управления и все его проявления в мире основаны на народе Израиля, на том, что Всевышний обращается к ним с любовью или отворачивается от них(281). Таким образом, Израиль занимает центральное место во всем Творении, а остальные создания зависят от него (Рабби Моше-Хаим Луцатто ДААТ ТВУНОТ)

Сайт создан в системе uCoz