История возникновения Каббалы.

Первое, о чем сразу сообщают любому, кто решит изучать Каббалу - это о величайшей древности этого учения, корнями уходящего на глубину, соответствующей фантазии автора. XII-й, IV-й, II-й века появления этого творения, уже не кажутся ее пропагандистам достойными Каббалы. Потому равви Лайтман скромно объявляет народу, что " Каббала, передавалась каббалистами устно и письменно. Самая первая книга по Каббале "Тайный ангел" ("Разиэль Амалах") написана Адамом". Вот так - скромно, но со вкусом. Естественно, книги этой никто не видел и кроме "мудрых ребе" никогда о ней не упоминал. Но вернемся к фактам.

Во-первых - первый трактат их каббалистического компедиума появился в 13 веке в Испании и было написан  на АРАМЕЙСКОМ языке. Автора звали Моше бен Шем Тов де Леон, - испанский еврей, родившийся в 1240 году в городе Леоне, что на севере Испании, живший "до 1290 года в небольшом городке Гвадалахара в центре Кастилии, затем переезжавший с места на место и, наконец, проведший последние годы своей жизни в Авиле. Умер в 1305 году в городке Аревало, на обратном пути в Авилу, после посещения королевского двора в Вальядолиде. Все последующие попытки отодвинуть его древность во времена Шимона бар Йохайи (РАШБ"И), тоесть 3 века нашей эры несостоятельны и не выдерживают никакой критики. Даже сами евреи собственно давно это признали. Гершом Шолем, доктор, профессор, экс-президент Академии наук Израиля пишет: "Мой вывод, основывающийся на тщательном анализе сочинений Моше де Леона на иврите и их связи с "Мидраш ха-неелим" и с компонентами Зохара, заключается в том, что все они были написаны одним и тем же человеком. Должен признаться, что в продолжение многих лет, даже после того, как я располагал достаточным доказательством того, что Зохар написан одним автором, я сомневался в этом. Ибо в течение долгого времени я искал критерии, которые исключали бы со всей неоспоримостью возможность того, что им был Моше де Леон... Поэтому я должен был отказаться от мысли, что имеются доказательства существования другого автора. Напротив, предположение, что автор Зохара был также автором сочинений на иврите, дает удовлетворительный ответ на все сомнительные вопросы, если иметь в виду, что писатель не хотел раскрыть того, что он придал Зохару псевдоэпиграфический характер" ( "Основные течения в еврейской мистике", Библиотека - Алия. 1993 т. 1. стр.264 - 265).

Во-вторых - принципы сефиротического построения мироздания и Дерево Жизни абсолютно не известны евреям до 16 века ! Мнение выдающегося исследователя Каббалы Ландауера таково: Этотъ видъ кабалы (Hehalot, Shiur Koma, Othiet Akiva даже Sefer Jezira и тому подобныхъ сочиненій) существенно отличается отъ позднъйшей; первая не знаетъ ничего о такъ называемыхъ Sefirot и никакихъ спекулятивныхъ изслъдованій о сущности Бога; и мы, исходя изъ нашихъ представлена о кабале, должны были бы назвать содержаніе того вида ея скоръе агадическим, "чемъ кабалистическим" (Orient I. с. № 14 col. 213). Это мнение тем болъе подтверждается, чъмъ глубже мы проникнемъ въ эти писанія. Старая мистика есть ничто иное, какъ еврейская мушабига или муджасима, т. е. последовательное развитие библейскаго и агадическаго антропоморфизма, противопоставляемая рационалистической, позаимствованной из магометанскихъ школъ и переходящей въ караимство мутазилы. Мистики эпохи гаоновъ не знаютъ даже слова Kabala их писания говорятъ только о Sod, тайнъ". Впервые теория сефиротического строения мироздания была изложена Paul Ritz (Rici, Ricci, Paulus Ricius) в его труде "Portae lucis" изданном в  Augsburg'e  в  1516.

           "Portae lucis"  Augsburg, 1516.                                Перед вами титульная страница книги из собрания Национальной государственной библиотеки Австрии

 Paul Ritz (Rici, Ricci, Paulus Ricius) (~1480->1542)

Родился в Германии. Сын крещенного еврея. Доктор медицины, профессор университета в Павии,  гофмедик и советник императора Максимилиана I , воспитатель эрцгерцога Фердинанда, будущего императора Фердинанда I. В 1530 году пожалован в дворянство.

Автор книг:

1507 Compendium quo ... apostolicam veritatem: Ratione, Prophetice, Talmudistice, cabbalistice ... confirmat, Pavia,       1511 In Apostolorum Simbolvm ... oratoris philosophi et theologi ocvlatissimi a priori demonstratiuus dialogus;            1514 Philosophica ac talmvdistica pro christiana veritate tuenda ... disputatio, Augsburg;                                         1515 De Novem Doctrinam Dorinibus: Et totius Perypatetici Dogmatis nexu compendum, conclusiones atque oratio, Augsburg;                                                                                                                                                1515 In Cabalistarum sev Allegorizantivm Eruditionem Isagogae, ebd., in: Ders., De sexcentum et tredecim Mosaicae sanctionis edictis; (Übers. aus d. Hebr.) Joseph Gecatilija, Porta Lucis Haec est porta Tetragrammaton, 2. Auflage Augsburg 1516;                                                                                                                                                        1519 Apologetica ad Eckiana responsio, Augsburg;                                                                                           1519 In Psalmum Beatus uir Commentariolum, Augsburg;                                                                                    1519 De Anima Coeli Compendium. Responsio ad interrogationes de nomine Tetragrammaton, Augsburg.;                  1519 Lepida et litere undique concinna in psalmum beatus vir meditatio. Concisa et archanna de modo orandi in nomine tetragrammaton responsio, Augsburg;                                                                                                            1520 Talmudica nouissime in latina versa periocunda commentariolo. Naturalia et prophetica de anima coeli omni attentione digna aduersus Eckium examina..., Augsburg.;                                                                                                  1523 Serenissimi et inuicti principis Ferdinandi, protho-physici, apologetica, et spirituali eruditione plena, ad pontificem Maximum in allegorizantium dogma. Oratio, Nürnberg, 2. Auflage Augsburg 1525;                                                   1529 Oratio ad Principes, Magistratus, Populos Germaniae in Spirensi conventu, Speyer und Wien, 2. Auflage Augsburg 1530;                                                                                                                                                        1532 Statera Prvdentvm ... Christo Nazareno regni coelorum Duci, Tribunis, ante signanis, et cohortibus crucis compendiarum, et omni attentione dignum hoc P.R. opus desudat, Augsburg und Regensburg.

 

Именно эта книга заложила основы т.н. "христианской Каббалы", стала началом широкого использования этого метода в оккультизме и духовных практиках в Европе.

                                                                                 продолжение будет

Сайт создан в системе uCoz